Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Западный административный округ

Эффективный учебный план (ЭУП)

Эффективный учебный план (пятидневная неделя)

Каждая школа города Москвы должна приносить
образовательные результаты,
для этого она должна быть эффективной
Т.Васильева
заместитель руководителя МГДО.

В настоящее время МГДО проводит реализацию проекта «Эффективный учебный план», согласно которому каждая школа сама может разрабатывать и утверждать свою собственную образовательную программу согласно государственному стандарту. Это даст возможность внутри школы строить учебные планы для каждого профиля и возраста по единым правилам. Внутри одной учебной программы может быть несколько направлений. Учебный план предполагает эффективное расписание, которое должно включать в себя и основное, и дополнительное образование.

Однако не стоит забывать, что у каждого ребенка свои приоритеты распределения времени. Задача «эффективного учебного плана» – полноценно использовать учебное время каждого ребенка.

Использование эффективного учебного плана (ЭУП)

- позволит организовать учебный процесс на уровне среднего общего образования (10-11 классы) с учебной нагрузкой не более 7 уроков в течение 4 учебных дней,

- предоставит возможность самообразования, выполнения индивидуального проекта, посещения курсов по выбору (элективных курсов), внеурочной деятельности в 5-й учебный день (при разработке эффективного расписания),

- позволит организовать учебный процесс не более 5 учебных дней на уровне основного общего образования (5-9 классы).

Московские школы могут перейти на эффективный учебный план в 2014 году по мере готовности и использовать его для уровней основного общего и среднего общего образования. Основание: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «Об утверждении Плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы».

Выписка из Федерального учебного плана среднего (полного) общего образования

«Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план…

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение образовательной подготовки обучающихся.

Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне».

Для разработки основной образовательной программы базовыми документами являются 273-ФЗ и ФГОС.

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) в части требований к «Организационному разделу основной образовательной программы» не определяет сроки и объемы часов на освоение рабочей программы по отдельному предмету, он определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий и перечень обязательных предметов:

- для уровня основного общего образования минимальное количество составляет 5267 часов за 5 лет. Таким образом, минимальный объем составит 29 часов в неделю для 5 классов и в среднем 31 час для 6 – 9 классов (5-дневная учебная неделя);

- для уровня среднего общего образования минимальное количество составляет 2170 часов за 2 года. Минимальный объем составит 31 час в неделю (5-дневная учебная неделя).

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» «Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3».

Таблица 3. Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка

в академических часах

При 5-дневной неделе,

не более

1

21

2 – 4

23

5

29

6

30

7

32

8 – 9

33

10 – 11

34

Органом исполнительной власти города Москвы утвержден норматив на реализацию образовательной программы (Постановление Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. № 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»), не выраженный в обязательном количестве часов. Таким образом, образовательное учреждение получает субсидию на реализацию основных образовательных программ по уровням образования.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» в части 3 статьи 28 утверждено право образовательной организации на «разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации», неотъемлемой частью которых является учебный план.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об образовании» «Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации» (п. 1); «…может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий» (п. 3).

Такой подход позволит решить задачу достижения личностных результатов: «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов…»

Использование эффективного учебного плана (ЭУП) и эффективного расписания предоставит учащимся возможность выбирать приоритетные (профильные) предметы и направления обучения, начиная со средней школы.

Ученик сможет изучать выбранный предмет на базовом или углубленном уровне (в том числе обязательные учебные предметы), освободить время для самообразования, выбирать любой элективный курс и необходимый объем часов на его изучение, учителя, гарантирующего высокий уровень подготовки для поступления в профильный ВУЗ.

Приказ МГДО «О реализации пилотного проекта по внедрению эффективного учебного плана»

Приказ ГБОУ гимназии №1538 «Об участии в пилотном проекте по внедрению эффективного учебного плана»

Нормативные основания реализации

пилотного проекта «Эффективный учебный план»

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «Об утверждении Плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»;

3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

4. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»;

6.Постановление Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. № 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве».

Базовыми документами для разработки основной образовательной программы образовательной организации являются Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт.