Буллинг 31.10.2022

Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу.

Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу.

Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др.

Виды буллинга:

  1. Изоляция. Человека исключают из общих занятий, он оказывается в одиночестве.
  2. Присоединение. Для участия в травле не обязательно быть инициатором.
  3. Вербальные издевательства. Обидные слова, насмешки, словесные угрозы.
  4. Бодишейминг. Обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или формы тела человека.
  5. Физические издевательства. Применение грубой силы, гадкие или грубые жесты.
  6. Сексуальные издевательства. Шутки, жесты или комментарии на тему секса, распространение сплетен.
  7. Кибербуллинг. Запугивание или троллинг в интернете, через СМС или чаты.
  8. «Я ни при чем». Видеть, что над кем-то издеваются, и не сообщить об этом ни сразу, ни потом.

Дети-агрессоры

Иногда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это — быть жертвой).

И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию. В эту группу попадают и дети-агрессоры, и дети-жертвы.

Чаще всего жертвами буллинга становятся:

  1. тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;
  2. не имеющие ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми ;
  3. пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
  4. склонные к депрессии и чаще сверстников думающие о самоубийстве;
  5. мальчики, физически слабее, чем ровесники.

Понять, что ваш ребенок стал жертвой буллинга, бывает непросто. Чаще всего он не рассказывает об этом напрямую. О травле можно догадаться по некоторым физическим и психологическим признакам. В таких случаях обязательно нужно поговорить с ребенком, его учителями, друзьями. Не оставляйте без внимания случаи травли, даже если агрессия не направлена на ваших детей.

Особенности поведения жертв буллинга дома:

  1. Ребёнок неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда.
  2. Возвращается из школы подавленным.
  3. Часто плачет без очевидных причин.
  4. Никогда не вспоминает никого из одноклассников.
  5. Одинок.
  6. Очень мало говорит о своей школьной жизни.
  7. Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Родители должны обратить внимание на изменение в поведении ребёнка (агрессивность, обидчивость, раздражительность). Школьник не хочет поддерживать разговоры о дедовщине в школе-не желает вспоминать о насилии. К сожалению, ужас и страх, перенесённый таким ребёнком, может преследовать его долгие годы, проявляясь в постстрессовых расстройствах.

Сторонние наблюдатели буллинга-дети и взрослые, боящиеся вмешиваться, показывают при этом своё бессилие или безразличие. К сожалению такими наблюдателями, крайне редко, но бывают и педагоги, считая что невмешательство способствует взрослению ребёнка и приобретению им опыта мужественности. И это совершенно неправильно, так как при невмешательстве в школьный буллингон расцветает. Если же предотвращать это- террор уже в зачатке чахнет после единичной попытки. К сожалению, бывает и насилие педагога над учениками, но крайне редко. Случаи единичны и их сразу искореняют.

ТОЛЬКО ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ РЕБЕНОК МОЖЕТ ПОБЕДИТЬ БУЛЛИНГ!

Что делать родителям?