О профильном обучении.
В соответствии с ФГОС среднего общего образования в Школе №1538 в 10-11 классах предусмотрено профильное обучение.
Профильное обучение - это организация образовательной деятельности по программам среднего общего образования, основанная на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы образовательной организации. Принцип профильного обучения является средством индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Предпрофильная подготовка (формирование готовности к выбору профессии) осуществляется уже на уровне основного общего образования за счет:
- возможности углубленного изучения предметов или расширения их содержания (реализуется за счет изучения сквозных предметных линий углубленного изучения или за счет введения элективных курсов дополняющих предметное содержание по выбору участников образовательных отношений);
- проведения работы по профессиональному самоопределению и социальной адаптации обучающихся: в 5-6 классах — путем интеграции профориентационной проблематики в содержание предмета «Технология»; в 7-8 классах — за счет включения модуля «Моя профессиональная карьера», введения курсов со специальной направленностью «Робототехника» 5-7 класс, «Программирование» 8-9 класс и т.п.;
- введения курсов внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение», «Финансовая грамотность» в 9 классе;
Элективные курсы в 5-9 классах введены для оказания помощи учащимся в профильном профессиональном и социальном самоопределении. Эти курсы помогают ученику увидеть многообразие видов деятельности; оценить собственные способности, склонности и интересы и соразмерить их с реальными потребностями национального, регионального рынка труда; выстроить, в первом приближении, проект своей профессиональной карьеры; помогают освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
На уровне среднего общего образования (10,11 классы) реализуется идея разноуровнего изучения предметов – базового и профильного. Базовые курсы направлены на усвоение обязательных результатов обучения, формирование ведущих идей и концепций, формирование опыта решения значимых проблем. Курсы углубленного изучения предметов направлены на обучение с учетом склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся, обусловленных осознанным выбором дальнейшей траектории образования.
Важнейшим средством построения индивидуальных образовательных маршрутов является система элективных курсов, разработанная в школе.
Элективные курсы в 10-11 классах являются обязательным компонентом вариативной части содержания образования в старших классах и направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Элективный курс отличается от факультативного курса, который не обязательно выбирать.
На занятиях элективных курсов по профилю учащиеся могут дополнить и углубить содержание базового курса по интересующему их предмету, обеспечить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена, овладеть компетенциями предпрофессиональной подготовки, достаточными для продолжения обучения в организациях высшего образования.
Профильно ориентированные элективные курсы и курсы по выбору с общеразвивающей направленностью составят часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть образовательной программы СОО составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений (в том числе предусматривающая внеурочную деятельность п. 18.3.2 ФГОС среднего общего образования), - составляет 40% от общего объема образовательной программы.
Индивидуальный проект – обязательно входит в учебные планы профилей. Индивидуальный проект – это особая форма организации деятельности обучающихся, выполняется обучающимся 10-11-х классов в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного учебного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного (п.11 ФГОС среднего общего образования).
Направления углубленной, предпрофильной, профильной, предпрофессиональной подготовки в ГБОУ Школе №1538
№ п/п |
Направления углубленной, предпрофильной, профильной и предпрофессиональной подготовки |
Классы |
Сотрудничество с ВУЗом |
Результативность (% поступления в Вузы по профилю) |
---|---|---|---|---|
1. |
Английский язык |
5-9 |
- |
- |
2. |
Информатика, физика |
7-9 |
- |
- |
3. |
Математика (Математическая вертикаль) |
7-9 |
ФГАОУ ВО НИТУ «МИСиС» |
- |
4. |
Биология, химия (Естественно-научная вертикаль) |
7-9 |
ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет»
ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН |
- |
5. |
Английский язык, обществознание |
8-9 |
- |
- |
6. |
Инженерный класс в московской школе: математика, физика, информатика |
8-9, 10-11 |
ФГБОУ ВО «МГТУ им. Баумана»
ФГБОУ ВО «МАИ (национальный исследовательский университет)» |
100% |
7. |
Медицинский класс в московской школе: биология, химия |
8-9, 10-11 |
Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России |
100% |
8. |
Информационно - технологический профиль (математика, информатика, физика) |
10-11 |
ФГБОУ ВО «МГТУ им. Н.Э.Баумана»
ФГБОУ ВО «МАИ (национальный исследовательский университет)» |
100% |
9. |
Естественно-научный профиль (математика, химия, биология) |
10-11 |
ФГАОУ ВО НИТУ «МИСиС» |
100% |
10.. |
Гуманитарный профиль (английский язык, история, обществознание, право, экономика, литература) |
10-11 |
- |
100% |
11. |
Социально-экономический профиль (математика, экономика, право, обществознание) |
10-11 |
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» |
100% |
12 |
Универсальный |
11 |
- |
- |
13 |
Предпринимательский класс в московской школе: математика, экономика, право, обществознание. |
10 |
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» |
- |